Независимая оценка качества образования

Результаты оценки качества образования

Мониторинг качества дошкольного образования».

В 2021 году Вологодская область вошла в перечень субъектов РФ, участвующих в Мониторинге качества дошкольного образования (далее – МКДО-2021), в соответствии с Концепцией МКДО-2021 с использованием Инструментария МКДО детей от 2 месяцев до 7 лет.

Организации-участники мониторинга определялись уполномоченным федеральным координатором МКДО-2021 путём репрезентативной выборки на основании полного перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования Вологодской области.

Для участия в МКДО-2021 было отобрано 36 дошкольных образовательных организаций области (10 % от общего количества ДОО), в том числе и наш детский сад «Сказка».

В целях организации проведения в Вологодской области мониторинга МКДО-2021 был сформировать список ответственных лиц:

- Муниципальный координатор. Муниципальным координатором назначается лицо из числа специалистов Управления образования, методических служб и др.

- Координатор ДОО. Координатором ДОО назначается лицо из числа сотрудников ДОО, принимающей участие в мониторинге МКДО-2021.

- Эксперт МКДО.

Экспертом МКДО-2021 назначается лицо из числа специалистов Управления образования, руководителей, педагогов ДОО муниципального района. Экспертом не может быть назначен представитель ДОО, принимающей участие в мониторинге МКДО-2021.

В  августе 2021 года стартовала серия вебинаров, организованных АО «Академия «Просвещения», АНО ДПО «Национальный институт качества образования», для обучения региональных координаторов МКДО 0-7, координаторов ДОО, а также экспертов МКДО 0-7,  с целью подготовки их к проведению мониторинга МКДО – 2021 и ознакомления с концептуальными основами мониторинга МКДО, его механизмами, процедурами, используемыми моделями оценивания качества образования детей от 0 до 7 лет при проведении оценки качества дошкольного образования детей от 0 до 7 лет в ДОО и формирования представления о подходах к обработке и анализу результатов мониторинга, полученных с применением Инструментария МКДО детей от 0 до 7 лет.

Порядок проведения мониторинга качества дошкольного образования определяет формы проведения мониторинга, участников, требования к его механизмам и процедурам, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению мониторинга, порядок использования результатов МКДО.

МКДО осуществляется в целях информационной поддержки,  разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа, оценки качества, динамики и перспектив развития системы дошкольного образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Организация МКДО осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

МКДО включает в себя сбор информации о системе образования в части контроля качества дошкольного образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

МКДО предусматривает многоуровневый сбор, обработку, систематизацию и анализ информации: на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне органов местного самоуправления, на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне.

Мониторинг проводится в целях установления соответствия реализуемой в организации образовательной деятельности в сфере дошкольного образования требованиям ФГОС ДО и формирования основы развития системы дошкольного образования.

Показатели МКДО устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основе требований ФГОС ДО. Показатели МКДО 2021 указываются в Комплекте МКДО, включающем Концепцию МКДО и Инструментарий МКДО, ежегодно актуализируемые в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере образования.

Показатели МКДО объединяются в 9 областей качества: образовательные ориентиры; образовательная программа; содержание образовательной деятельности; образовательный процесс; образовательные условия; условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; взаимодействие с родителями (законными представителями); здоровье, безопасность и повседневный уход; управление и развитие.

МКДО проводится в форме каскадного оценивания качества дошкольного образования с использованием Комплекта МКДО и включает последовательную оценку качества дошкольного образования в разрезе областей и показателей качества МКДО на уровне ДОО, на уровне органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на уровне федеральных органов исполнительной власти в сфере образования.

МКДО предусматривает структурированный анализ следующей информации:

– нормативно-правовой — предусматривает сбор и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОО, локальных нормативных актов и другой документированной информации, регламентирующей и характеризующей текущую деятельность ДОО, а также органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования, региональных и федеральных органов управления образования в сфере дошкольного образования.

– заявительной — предусматривает сбор информации заявительного характера о реализуемой деятельности объекта мониторинга, собираемой путем анкетирования и интервьюирования участников МКДО, проведения самооценок с использованием структурированных электронных форм;

– профессиональных наблюдений — предусматривает сбор информации путем проведения наблюдений за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации квалифицированными специалистами ДОО, уполномоченными руководителем ДОО для проведения внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в группах ДОО, качеством взаимодействия сотрудников ДОО между собой и с внешней средой;

– экспертных наблюдений — предусматривает сбор информации путем проведения внешнего экспертного наблюдения за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации;

– информации об удовлетворенности потребителей образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми — предусматривает сбор информации о вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательную деятельность ДОО и об удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников ДОО качеством образовательного процесса и условиями его реализации.

Объектами МКДО являются:

- группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;

- система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;

- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;

- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.

Основные категории участников мониторинга качества дошкольного образования:

 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и привлекаемые ими специалисты для проведения МКДО;

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования;

– органы местного самоуправления;

– образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

– сотрудники ДОО;

– обучающиеся,  родители (законные представители) воспитанников ДОО;

– организации-операторы МКДО;

– эксперты МКДО.

Мониторинг осуществляется с использованием Комплекта МКДО, который включает Концепцию МКДО, описание механизмов, процедур и инструментария МКДО, инструментарий МКДО. Комплект МКДО подлежит ежегодной актуализации в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующей деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, а также регулирующей деятельность органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция МКДО описывает основополагающие компоненты МКДО: концептуальную, научно-методологическую, правовую, организационную и технологическую основы проведения мониторинга, задает единые ориентиры для развития качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ.

Концепция МКДО задает набор областей и показателей качества МКДО. Инструментарий МКДО включает измерительные материалы для оценки каждого показателя качества МКДО, а также описывает алгоритмы обработки собранной информации.

Для того чтобы мониторинговые мероприятия выполняли не только контролирующую, но и развивающую функцию, задавали четкие ориентиры развития дошкольного образования, в Концепции определены соответствующие требования к Инструментарию.

Сбор, обработка, систематизация и анализ информации МКДО проводилась с использованием Единой информационной платформы МКДО, предусматривающей каскадную интеграцию данных, собранных участниками МКДО. Организационная схема сбора информации МКДО представлена на слайде.

Процедура МКДО состоит из 4 этапов, каждый этап состоит из подэтапов. Информация а слайде. Этап 1. Подготовка к проведению МКДО на федеральном уровне/ на региональном уровне

Этап 2. Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО.  Модель внутренней оценки качества дошкольного образования - это 1.самооценка педагогов ДОО: сбор информации о характеристиках профессиональной деятельности с занесением ее в анкету педагога ДОО. По завершению работы проводится самостоятельная оценка уровня своей квалификации и качества педагогической работы с использованием Листа самооценки педагогов ДОО. По итогам самооценки всех педагогов ДОО формируется сводный отчет ДОО о результатах самооценки педагогов, используемый в дальнейшем для разработки программ развития педагогов ДОО.

Ничего не найдено

Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельность ДОО

2. Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельность ДОО:

сбор информации о характеристиках деятельности ДОО («Профиль ДОО»),

оценка качества образовательных программ ДОО с использованием электронной формы «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО», в том числе ООП ДО, РП, АООП ДО (если таковые имеются),

оценка качества предоставленной информации на официальном сайте организации («Интернет-сайт ДОО»),

оценка качества образовательной деятельности и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками в группе («Шкалы МКДО»),

оценка качества деятельности ДОО в целом, включая качество образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за всеми воспитанниками ДОО.

Результаты самооценивания ДОО, полученные с использованием инструментария МКДО, собираются в Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, который становится важнейшим элементом Отчета о самообследовании ДОО.

На основе самооценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, разрабатывается программа развития ДОО и он служит основой для проведения следующего внешнего этапа оценки качества дошкольного образования.

Этап 3. Внешний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО.

Модель внешней оценки качества дошкольного образования- это

  1. независимая оценка качества образования родителями (законными представителями) воспитанников ДОО, предусматривающую комплексную оценку удовлетворенности родителей качеством работы ДОО в разрезе областей качества МКДО, а также оценку качества взаимодействия ДОО с родителями с использованием Анкеты родителей воспитанников ДОО. Полученная информация используется при формировании Отчета о результатах независимой оценки качества образования в ДОО.
  2. Внешний экспертный мониторинг качества деятельности ДОО. Экспертный мониторинг предусматривает 5 этапов:
  1. Дистанционный этап
  2. Выездной этап
  3. Формирование предварительной версии экспертного отчета
  4. Обратная связь по результатам мониторинга
  5. Формирование итогового отчета.

Этап 4. Внешняя оценка качества работы системы дошкольного образования.

Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования являются Шкалы МКДО.

Модель комплексного оценивания качества дошкольного образования представляет уровневую систему индикаторов. Индикаторы представлены в виде утверждения, описывающие определенный уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю, с которым может согласиться или не согласиться оценивающий. Использование данной системы позволяет достаточно точно определить уровень качества образовательной деятельности и получить представление о характеристиках более высоких уровней качества, выстроить по итогам оценивания соответствующую программу развития образования.

Шкалы МКДО предусматривают базовую 5-уровневую систему оценивания

1.Требуется серьезная работа по повышению качества

2.Качество стремиться к базовому

3.Базовый уровень

4.Хорошее качество

5.Превосходное качество

При этом в Оценочном листе шкал МКДО предусмотрена возможность фиксации также нулевого уровня качества и неприменимости требований показателей к оценке отдельных ДОО.

Неприменимо (НП) если в ДОО по объективным причинам вообще не ведется деятельность, предусмотренная каким-либо показателем.

Нулевой уровень. Ели работа по оцениваемому показателю не ведется или хотя бы один из индикаторов 1-го уровня не может быть оценен положительно, то речь идет о тревожном уровне качества образования по данному показателю.

Проводя анализ полученных данных, руководитель может достаточно четко увидеть свои возможности, проблемы и пути их решения. Наличие четко прописанных показателей позволяет запланировать более четкие шаги в развитии образовательного учреждения, а результаты мониторинга должны использоваться для разработки программ развития дошкольного образования и при разработке дополнительных профессиональных образовательных программ, программ профессионального развития сотрудников ДОО. Мониторинг и его результаты учитываются при оценке механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

   Подводя итог своего выступления, могу сказать, что деятельность дошкольного образовательного учреждения многоаспектна и инструментарий МКДО охватывает все сферы деятельности детского сада.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie